musicmaker (istina_v_kine) wrote,
musicmaker
istina_v_kine

Categories:

Кинокомпозиторы. Рейтинг. Персональный.

Задумал слепить персональный рейтинг кинокомпозиторов. Поскольку к каждой фамилии будет прикручена небольшая "сопроводиловка", работа таким образом растянется на  довольно длительный срок. Так что, пока -  только начало, своего рода наброски. Текст, конечно же, будет переделываться. Порядок следования фамилий - тоже.  Естественно, рейтинг базируется на моих, не самых обширных познаниях в кинематографе.  Самые большие пробелы - в кино до 70-х годов, которое смотрю очень мало. Киномузыку тех лет тоже не очень люблю, поэтому персоналий довольно мало. Но в целом, списки будут пополнены.  Правда, незначительно, дабы не раздувать рейтинг.

Имена всемирного значения

1. Эннио Морриконе, Альфред Шнитке. Почетное первое место поделили между собой великий Морриконе с нашим соотечественником (по ныне несуществующей стране СССР) Альфред Шнитке. Никак не могу поставить кого-нибудь из них на второе место. Итальянского мастера вполне заслуженно можно величать королем киномузыки, учитывая количество и качество его многочисленных работ.  Его советский коллега не может похвастаться таким количеством саундтреков, но что касается качества его музыки - здесь Альфред Гарриевич находится на особом счету. Его партитуры - редчайший образец "фоновой" музыки столь высокого художественного качества, что самостоятельная ценность этих композиций только возрастает с каждым годом. Каким образом получается так, что его богатые, мощные партитуры нисколько не отвлекают на себя зрительское внимание, идеально вписываясь в изображение - непостижимая загадка, феномен, который можно лишь констатировать, но невозможно обьяснить. Подобных примеров история киномузыки больше не знает.

2. Майкл Найман. Почетное 2-е место среди главных кинокомпозиторов всея планеты отдаю британскому маэстро. Выйдя на мировую арену "в обнимку" с Питером Гринуэем, через несколько лет, когда их дороги разошлись, он  зажил самостоятельной и вполне успешной кино-жизнью. В заслугу ему можно поставить то, что он поднял киномузыку на принципиально новый качественный уровень. Его саундтреки получили самостоятельную жизнь, привлекая все большее внимание публики к киномузыке как таковой. Что касается качества и мастерства, которым традиционно щеголяют его партитуры, то здесь, как говорится, комментарии излишни. Лично мне же Найман особо дорог разнообразием и неожиданными решениями, в том числе и парадоксально-абсурдистскими. Как академический композитор, Найман несколько более однообразен и далеко не всегда убедителен.

Голливудские мастера прошлых десятилетий

К сожалению, старое голливудское кино проходит мимо моих интересов, а потому и кинокомпозиторы тех лет не привлекают моего внимания. Так что, "список" не претендует не только на полноту, а вообще ни на что не претендует. Он состоит лишь из тех трех фамилий, чьи диски с киномузыкой я слышал отдельно от фильмов.

1. Генри Манчини. Энергичный и мелодичный оркестровый джаз неизменно производит приятное впечатление и вполне заслуживает самостоятельной жизни. Проблема лишь в том, что те же самые, замечательные композиции, будь они сыграны сегодня, другими исполнителями, наверняка растеряют весь свой шарм и обаяние. Его музыка неразрывно привязана к его времени и к тому самому, единожды зафиксированному исполнению. Сейчас ТАК уже никто не сыграет.

2. Бернард Херрман. Могу констатировать, что в отрыве от изображения партитуры  знаменитого Херрмана звучат ужасно - серо и пресно. 

3. Малколм Арнольд. "Мост через реку Квай" и прочее. "Голливуд-стайл" золотой эпохи. Тяжелые и громоздкие партитуры. 

Современный Голливуд

1. Дэнни Элфман.  Удивительный мастер, улучшивший немало фильмов своими драйвовыми партитурами. Даже безжизненный и помпезный стиль "Большого Голливуда" в элфмановском преломлении звучит совершенно по-новому, обретая "человеческое лицо" (см. "Бэтмен" и "Бэтмен возвращается"). Если же говорить об индивидуальном  творческом почерке и вкладе в киномузыку, то, право, Голливуд бы много потерял без напористых и потрясающе азартных тем. Лирические мелодии удаются ему ничуть не хуже, так что перед нами мастер на все руки! Лично от меня - первое место за нестандартность и неистощимую фантазию в лучших работах.

2. Говард Шор. Композитор пришел в большое кино в начале 80-х, эффектно заявив о себе в первых фильмах Кроненберга. С этим же режиссером связаны его ярчайшие работы, каждая из которых поражает фантазией и разнообразием. Я бы отдал композитору второе место за одну лишь только первую тему к фильму "Экзистенция", непревзойденный шедевр леденящей оркестровой паранойи. Если же вспомнить музыку к "Семи" Финчера, то рядом с этим воплощением гнетущего кошмара поставить что-либо просто невозможно. Но, конечно, мэтр ценен не только этими двумя саундтреками. Некачественной музыки у него вообще нет, а лучшие работы блистают непревзойденным аристократическим шармом, добавляя баллов практически любому фильму. 

3. Клифф Мартинес. Фамилия до обидного малоизвестна, при том, что постоянный соавтор Содерберга раз за разом выдает на гора саундтреки высочайшего качества. С уверенностью могу сказать, что без потрясающей красоты атмосферных фоновых композиций Мартинеса Содербергу пришлось бы очень кисло. Саундтреки к "Кафке" и "Солярису" - уникальные примеры несоответствия художественных качеств фильма его фоновой музыке. 

4. Филипп Гласс. Творческий метод  одного из основателей стиля "минимализм" позволяет выдавать партитуры со скоростью конвейера. Если не сказать грубее - "печь, как пирожки". Маэстро довольно долго сторонился работы в кино, изменяя своим принципам лишь в исключительных случаях, но начиная с 80-х "пошел вразнос", удостаивая своим присутствием довольно сомнительные картины. Впрочем, одного лишь тандема с Годфри Реджио вполне достаточно, чтобы вписать фамилию Гласса в золотой фонд голливудской киномузыки. И хотя, на мой взгляд, достойные киноработы Филиппа этой трилогией и исчерпываются, однако значение этой персоны для кинематографа весьма велико. По той простой причине, что не связанные с кино, "академические" произведения маэстро порой столь удачно  украшают самые разные фильмы, что не считаться с этим фактом совершенно невозможно. И кроме того, нравится это кому-то или нет, но благородный академический "шлейф", который уже несколько десятилетий тянется за несгибаемым Филиппом, неизбежно "прибавляет очков" любому фильму, который тот удостоил своим вниманием. Фильм, зависший на грани "арта" и "энтертейнмента", благодаря одной только музыке Гласса автоматически оказывается в арт-компании. Так уж повелось.

5. Джон Уильямс, Джеймс Ньютон Ховард

6. Картер Барвелл

7. Джерри Голдсмит

8. Алан Сильвестри, Бэйзил Поледурис

9. Тревор Джонс

10. Анджело Бадаламенти

Голливудские "мастера на все руки"

1. Чарльз Чаплин. Обаятельные  любительские  мелодии до сих пор живут своей жизнью. Правда, больше двух я вспомнить не могу...

2. Джон Карпентер. Анемичные наигрыши порой довольно неплохо подчеркивают необходимую для Карпентера-режиссера атмосферу. Однако отдельно от фильмов этот ужас лучше никогда не слышать.

3. Клинт Иствуд. Абсолютный, полнейший анекдот. Мелодия, нащелканная одним пальцем на рояле, штат доблестных негров-аранжировщиков, и впечатляющий титр "Композитор Клинт Иствуд" сшибает зрителя наповал не хуже кольта 38-го калибра. 

4. Роберт Родригес. Последнее место для мерзкого Родригеса субьективно.  Здесь должен был быть, конечно же, Иствуд, но Родригес наглее.  На музыку в его фильмах упор обычно делается несколько больше, а потому ее бездарность гораздо заметнее.  

Европейские мэтры

1. Нино Рота

2. Морис Жарр

3. Владимир Косма

4. Войцех Килар, Збигнев Прейснер

5. Горан Брегович 

6. Эрик Серра

Рок-музыканты и прочие знаменитости из мира популярной музыки, причастные к работе в кино

1. Марк Нопфлер

2. Вангелис.

3. Джорджио Мородер

4. Майкл Олдфилд

5. Orbital

6. Брайан Мэй
 
Советские кинокомпозиторы

1. Владимир Дашкевич

2. Вячеслав Овчинников

3. Алексей Рыбников

4. Гия Канчели

5. Эдуард Артемьев

6. Александр Зацепин

7. Максим Дунаевский

8. Вайнберг, Дога, Гладков, Богословский, Шаинский, И. Дунаевский, Петров

Композиторы "новорусского" кино


1. Сергей Курехин

2. Андрей Сигле

3. Алексей Айги

 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments