musicmaker (istina_v_kine) wrote,
musicmaker
istina_v_kine

Category:
  • Mood:

Фильмы, которые... никогда... никому... Часть вторая

1. «Под кайфом и в смятении». Ричард Линклейтер

Не раз слышал мнение о том, что режиссер Линклейтер крут. По двум виденным фильмам (оба анимационные) у меня сложилось обратное впечатление, но с окончательным вердиктом я пока не торопился и на всякий случай скачал «Dazed and confused». Пару недель назад это чудо кинематографической мысли было запущено для просмотра, который, впрочем, закончился довольно быстро. Фильм, кажется, заявлен как «молодежная комедия», или «молодежная драма», но ни к тому, ни к другому он не имеет ни малейшего отношения. Во-первых, в нем нет ни грамма юмора, так что комедии тоже никакой нет. Во-вторых, назвать «драмой» вяло изложенные перипетии одного вечера из жизни никчемных одноклеточных инфузорий было бы некоторым преувеличением. События фильма датированы 1976 годом, из чего следует А) режиссер, возможно, хотел окунуть зрителя в атмосферу своего отрочества, Б) режиссер, возможно, хотел создать свои «Американские граффити». Параллели с «Граффити» забивают последний гвоздь в крышку гроба «Смятения». Остался непроясненным вопрос: какого черта было лезть в ретро, если изложенная история (точнее – ее отсутствие) могла произойти в любой год? Еще вопрос: куда смотрели продюсеры, запуская Это? Когда знаешь о том, с какой кровью лучшие режиссеры мира выдирают средства на свои новые проекты, видеть такую хреновню как-то особенно обидно.

Многих слов фильм не заслуживает, перехожу к резюме: пустопорожнее, никчемное кино о пустопорожних юношах и девушках, не обладающих хоть какими-нибудь отличительными чертами. «Историческая слизь» (по злобному определению великого русского мыслителя Михаила Задорнова) как таковая. Не рекомендуется никому.

Финальная сцена, где один из главных героев мужественно и бескомпромиссно швыряет в лицо мерзкому преподу неподписанную бумагу по поводу добровольного отказа от приема наркоты, вполне тянет на авторский «мессидж». Что можно сказать на это? Идите-ка вы в болото с таким мессиджем.

Противоположный пример – ирландская драма-комедия «Последний из великих королей». То же самое ретро, подростки, выпускной, party на пляже, но результат прямо противоположный. Потрясающе трогательный и надолго запоминающийся атмосферный скромный шедевр с замечательными актерскими работами Джареда Лето, Гэбриела Бирна и еще нескольких известных и не очень актеров. Впрочем, хорошее кино – это в данном случае оффтоп.

2. «Бумажные глаза Пришвина». Валерий Огородников

Восполняя пробелы кинотеатральных просмотров конца 80-х и начала 90-х (не все пары удалось прогулять, и не все фильмы той шальной эпохи доезжали до широкого проката), по мере возможности отсматриваю некоторые «забытые шедевры». В случае с «Пришвиным» Валерия Огородникова термин «заслуженно забытый шедевр» будет точнее. Фильм 20 лет назад безумно интриговал, будучи нехило пропиаренным журналом «Советский экран», однако увидеть его в Киеве (даже! Что уж говорить о прочих городах Украины) возможности так и не выдалось.

Первые эпизоды фильма внушали вполне радужные надежды. Перед нами предстает киногруппа, снимающая Очередную Перестроечную Разоблачительную Шнягу о сталинских временах. Возглавляет съемки очаровательный раздолбай-режиссер, не способный в интервью связать двух слов по поводу сути своего шедевра. Сцена интервью – блеск. «Настало время, когда нужно неумолимо говорить неумолимую правду... Сегодня время особенное, поэтому сегодня это особенно важно – не полуправду говорить, как мы всегда это говорим, а говорить правду…» И так далее, с очень сосредоточенным видом... Гениально, 5 баллов!

На съемочной площадке царит очень смешной хаос, сценарий переписывается каждую секунду, режиссер орет в просмотровом зале «Это не брак пленки, это кОн-цЭп-ция», актеры порют отсебятину… Короче, полный бардак, пофигизм и «лопушизм», очень весело и жизненно. Но, увы и ах… По прошествии первого получаса фильм ныряет в хаос неконтролируемых глюков, потом и вовсе превращается в натуральную Очередную Разоблачительную Шнягу, становясь едва пригодным к просмотру, а вся затея начинает смахивать все на тот же лопушизм из серии «Это не брак, а концепция». Должен сказать, что отвязный сюр и хорошие, качественные глюки я очень даже люблю и уважаю. С одной только маленькой оговорочкой: у художника-сюрреалиста всячески приветствуется наличие таланта. Или ему хотя бы должно быть что сказать. В обеих этих мелочах я склонен отказать постановщику «Пришвина», по крайней мере, применительно конкретно к этому фильму.

Приглашенный в качестве актера известный критик Олег Ковалов работает в кадре мебелью, внятной роли у него нет, реплик тоже практически нет. Остальные лица в кадре – в большинстве своем непрофессионалы, что очень заметно. Анатолий Романцов, тем не менее, дьявольски хорош в каждом кадре. Не знаю, кто его затащил в этот проект, но в любом случае это была большая удача, ибо фильм приобретает мало-мальски профессиональный вид во многом благодаря его темпераментной работе. Он великолепен и внешне, с такой несоветской внешностью утонченного злодюги, и в сдержанной работе «фейсом», и в гениальных голосовых интонациях. Советский дубляж много потерял без его вклада в это ремесло.

Единственный вывод: такой замечательный артист, и влип в такую, простите, фигню… Жаль, но его сцен в 140-минутном действе слишком мало, чтобы рекомендовать фильм к просмотру.

3. «Сид и Нэнси». Алекс Кокс.

Фильм о бЭзумной любви солиста какой-то, кажется, реально существовавшей панк-группы под названием «Sex Pistols». Юноша из тех, что «live fast, die young», что в переводе на русский означает «Жить будете плохо, зато недолго».

Любовь к наркоманке-группи настигла беднягу на взлете рок-карьеры, она же (любовь) утянула его в пучины безумия и, возможно, криминала. Обстоятельства реальной гибели его зазнобы так и не были прояснены, но авторы фильма нисколько не сомневаются, что обдолбанный Сид собственноручно прирезал свою Нэнси, не особо отдавая себе отчет в происходящем.

Версия, имеющая право на существование. Жаль только, что ее экранизация не может порадовать художественной убедительностью. За 20 прошедших лет фильм полностью устарел, особенно это коснулось стиля актерской игры и «репортажной манеры» съемок. Фильм выглядит до неприличия постановочным и наигранным, что особо бросается в глаза всвязи с выбранной темой. Кроме того, беда одного из главных персонажей, который через каждую реплику вставляет «Мне скучно» распространилась и на весь фильм, который до ужаса скучно смотреть. Лично я одолел его за 3 захода, поражаясь своему же долготерпению. Смотреть на двух разнополых идиотов, вяло ползающих по экрану, как притравленные тараканы – удовольствие не из моих любимых.

Если после недавнего «Контроля» я немедленно ринулся в сеть, тащить себе в закрома все записи неведомой доселе группы «Joy Division», то после «Сида и Нэнси» хочется плюнуть и растереть на творчестве кучки бездарных ничтожеств, ни один из которых не обладает (судя по фильму) и сотой долей харизмы Яна Кертиса. Если в реальности все обстоит наоборот, я об этом все равно уже никогда не узнаю.

4. «Коля – перекати-поле». Николай Досталь

Честно скажу, подтверждения педалируемого прессой факта о том, что «Облако-рай» – это реально «народный» шедевр, культовый фильм, любимый всеми слоями населения, я пока что в этом самом народе не встречал. Недавний просмотр утвердил во мнении, что значение фильма несколько гиперболизировано. Как ни относиться к некоторым «особо народным» фильмам Владимира Меньшова, надо признать, что «Облако» даже близко не обладает их "народными" достоинствами. Фильм Досталя – прежде всего притча, причем с сомнительной моралью, в которой, кажется, увяз и сам режиссер. Мрачная история о том, что острые приступы лирической душевности у народа можно вызвать лишь трагедией, изложена при помощи довольно странных средств. Прежде всего, центральный персонаж, по сути – обычный безмозглый пустобрех с одной извилиной, претендующий на зрительское сочувствие, никоим образом его не достоин. Образ Настоящего Русского Дурака, к стыду российского кинематографа, наиболее полно и объемно раскрыли братья Коэн в «Большом Лебовском». Вот где харизма обаятельного святого раздолбайства! Куда там бедному Коле... Что касается остальных героев «Облака», попеременно впадающим в противоположные поведенческие экстремы, то с их адекватностью тоже всё «не слава Богу». С сопереживанием им тоже не очень-то складывается.

Вторая странность «Облака» - это герметично замкнутый мир, в котором пребывают персонажи. При просмотре возникает ощущение, что все население блочной многоэтажки составляют эти самые два десятка человек, участвующих в сюжете. Ни один случайный прохожий так и не попадает в кадр ни в каком виде. Вкупе со странным, ненатуральным сюжетом все это выглядит полнейшей синтетикой. Или картоном.

Так долго я говорю о первоисточнике для того, чтобы подвести к мысли о том, что сиквел столь специфичного сюжета – это была изначально странная затея. И что касается конечной реализации, то увы, чуда не произошло. Герметичная вселенная «Облака» оказалась одноразового использования, что было вполне понятно и без всякого сиквела. Фильм оказался вынужден еще раз потоптаться на территории притчи с сомнительной моралью, окончательно отшибая удовольствие от оригинала разжевыванием одной из основных его идей - «пророк в своем Отечестве». Мысль о том, что в этом самом Отечестве нужно прежде сдохнуть, чтобы получить хотя бы долю признания и теплых слов, вполне успешно прочитывалась в оригинале, а сиквел озвучивает ее вслух, словно бы «для тупых». Жаль.

Короче говоря, тем, кому нравится фильм «Облако-рай», мой совет – не портите себе настроение сиквелом. Тем, кому «Облако-рай» не нравится – аналогично.

П.С. Никчемные фильмы последних двух месяцев опять не вместились, грядет 3-я часть, куда попадет оголтелый трэш и ужастики. Мой имидж человека, который якобы чурается (ага) низменных жанров, будет на корню разрушен и все приличные люди меня немедленно расфрендят.

В предчувствии этой трагедии умолкаю. Всем удачи! 
Tags: filmz only
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments